Программа представляет собой авторское развитие идей и принципов гештальт-подхода в работе с детьми и подростками, и опирается на: - понимание развития К.Левина – усложнение и дифференциация поля,
- принцип личностного роста Ф.Перлза – постепенный переход от внешней поддержки к самоподдержке,
- культурно-историческую модель Л.С.Выготского - обучение и развитие через совместную деятельность с взрослым и создание зон ближайшего развития,
- эго-психологию Э.Эриксона – развитие Эго через решение разных задач развития во взаимодействии ребенка с окружающим миром,
- модель гештальт-терапии В.Окландер – поддержка осознавания своих переживаний и желаний ребенком в игре и творчестве, интеграция отвергнутых частей себя,
- модель М.Спаньоло Лобб – полифоническое развитие форм контакта.
Содержание авторской модели:- у ребенка в контакте с взрослым есть потребность быть узнанным в своем переживании и в своей интенциональности.
- за поведением ребенка стоит его переживание и его интенция, стремление к контакту с взрослым,
- взрослый может поддержать развитие ребенка и его саморегуляцию благодаря узнаванию его интенции и переживания и синхронизаци с ними,
- в процессе синхронизации интенций ребенка и взрослого (или другого ребенка) создается форма контакта в контексте актуальной ситуации,
- всякая ситуация контакта содержит биологические (физиологические), межличностные, социальные, культурные и духовные аспекты,
- результатом синхронизации интенциональностей становится форма, способ бытия вместе в ситуации физиологического, социального и культурного роста,
- возрастные особенности ребенка определяются способами саморегуляции в контакте с другими, сформированными и формирующимися,
- при нарушении синхронизации нарушается естественная саморегуляция в контакте ребенка с другими, происходит рассогласование интенций, что переживается как страдание, боль, агрессия, нарушения поведения, изоляция, одиночество и пр.
- гештальт-терапия с детьми направления на восстановление контакта с ребенком в результате узнавания его переживания и синхронизации интенций ребенка и другого, преодоления изоляции, поддержки саморегуляции и способности к творческому приспособлению и созданию новых форм бытия вместе с другими.
- Гештальт-терапия поддерживает рост ребенка и создание новых форм и способов саморегуляции в контакте и поддерживает разрушение и изменение старых уже сложившихся форм, препятствующих росту ребенка.
Содержание программы:- феноменологическая диагностика здорового и нарушенного контакта,
- возрастные особенности построения контакта с ребенком, необходимая поддержка развития ребенка,
- ребенок в контексте различных ситуаций развития: семья, школа, сверстники,
- физиологические, межличностные и социальные процессы в построении фигур контакта, полифония развития,
- подростки, специфика взросления,
- особые дети и возможности применения гештальт-терапии,
- терапевтические отношения с ребенком и его окружением, контракт,
- терапевтический стиль, фрустрация и поддержка, присутствие терапевта,
- профессиональная этика в работе с детьми, подростками и семьями с детьми.
Литература:1. Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, М.И.Лисина, О.С.Никольская.
2. В.Окландер Окна в мир ребенка, Скрытое сокровище.
3. Э.Эриксон, Ребенок и общество.
4. А.Миллер, Драма одаренного ребенка.
5. Д.Стерн Межличностный мир ребенка.
6. Гештальт-терапия с детьми, Выпуски 1, 2, 3.
7. Дж.Боулби, Д.Винникот.
8. Н.Кедрова.