Специализация
"Гештальт-терапия с детьми"
Темы специализации
1 семинар
Основы гештальт-терапии с детьми. В.Окландер и поддержка самоощущения ребенка. Контакт и потребность ребенка быть узнанным. Контакт естественный и нарушенный. Детские страхи, капризы, обиды, одиночество. Узнанность и восстановление контакта с детьми. Методики работы со страхами и агрессией.
2 семинар
Представление о развитии ребенка Э.Эриксон, Л.С. Выготский. Младенческий и ранний возраст. Д.Стерн, М.И.Лисина. Основные потребности и переживания. Ситуация развития младенца. Саморегуляция и ранний телесный опыт. Контакт матери, матери и младенца. Ранний возраст, автономия и регулирующая функция стыда. Синхронизация с ребенком и построение образа себя. Методика работы с нарушениями автономии, стыдом, отвержением.

3 Семинар
Дошкольный и младший школьный возраст. Э.Эриксон, Д.Б.Эльконин, В.Окландер. Игра как способ познания мира и себя. Саморегуляция и произвольность. Внутренняя этика и вина как способы саморегуляции агрессии. Уровень притязаний и учебная деятельность. Переживания успеха и неуспеха. Формирование уверенности в себе и самоуважения. Методы работы со школьными страхами, проблемами обучения.

4 Семинар
Младший и старший подростковый возраст. Э.Эриксон, И.Кон. Отношения со сверстниками. Сепарация и взросление. Проблемы подростковой сексуальности. Юношеский кризис идентичности. Пересмотр образа себя и саморегуляции. Индивидуальные и групповые методы работы с подростками.
5 Семинар
Ребенок в контексте семейных ситуаций. Сиблинги и порядок рождения. Психосоматические расстройства и нарушения поведения как симптомы семейной системы. Методы работы с семьей и с детско-родительской парой.
6 Семинар
Особые дети, особые ситуации. Проблемы контакта при избытке и дефиците психического функционирования. Особенности творческого приспособления ребенка к различным травматическим ситуациям. Зона ответственности психотерапевта и особенности сотрудничества с педагогами, медиками. Позиция терапевта и методы работы с переживаниями горя, изоляции, ограничений. Ресурсы терапевта.

7 семинар
Позиция гештальт-терапевта в работе с детьми и семьями. Стратегии работы, динамика фрустрации и поддержки. В.Окландер, Р.Ламперт, контракт с ребенком и контракт с родителями. Диагностика и оценка изменений в ходе терапии. Индивидуальный стиль терапевта.
8 семинар
Завершающий семинар, доклады и обсуждения собственной работы, супервизия.
Гештальт-терапия с детьми
Программа представляет собой авторское развитие идей и принципов гештальт-подхода в работе с детьми и подростками, и опирается на:
- понимание развития К.Левина – усложнение и дифференциация поля,
- принцип личностного роста Ф.Перлза – постепенный переход от внешней поддержки к самоподдержке,
- культурно-историческую модель Л.С.Выготского - обучение и развитие через совместную деятельность с взрослым и создание зон ближайшего развития,
- эго-психологию Э.Эриксона – развитие Эго через решение разных задач развития во взаимодействии ребенка с окружающим миром,
- модель гештальт-терапии В.Окландер – поддержка осознавания своих переживаний и желаний ребенком в игре и творчестве, интеграция отвергнутых частей себя,
- модель М.Спаньоло Лобб – полифоническое развитие форм контакта.

Содержание авторской модели:
- у ребенка в контакте с взрослым есть потребность быть узнанным в своем переживании и в своей интенциональности.
- за поведением ребенка стоит его переживание и его интенция, стремление к контакту с взрослым,
- взрослый может поддержать развитие ребенка и его саморегуляцию благодаря узнаванию его интенции и переживания и синхронизаци с ними,
- в процессе синхронизации интенций ребенка и взрослого (или другого ребенка) создается форма контакта в контексте актуальной ситуации,
- всякая ситуация контакта содержит биологические (физиологические), межличностные, социальные, культурные и духовные аспекты,
- результатом синхронизации интенциональностей становится форма, способ бытия вместе в ситуации физиологического, социального и культурного роста,
- возрастные особенности ребенка определяются способами саморегуляции в контакте с другими, сформированными и формирующимися,
- при нарушении синхронизации нарушается естественная саморегуляция в контакте ребенка с другими, происходит рассогласование интенций, что переживается как страдание, боль, агрессия, нарушения поведения, изоляция, одиночество и пр.
- гештальт-терапия с детьми направления на восстановление контакта с ребенком в результате узнавания его переживания и синхронизации интенций ребенка и другого, преодоления изоляции, поддержки саморегуляции и способности к творческому приспособлению и созданию новых форм бытия вместе с другими.
- Гештальт-терапия поддерживает рост ребенка и создание новых форм и способов саморегуляции в контакте и поддерживает разрушение и изменение старых уже сложившихся форм, препятствующих росту ребенка.

Содержание программы:
  • феноменологическая диагностика здорового и нарушенного контакта,
  • возрастные особенности построения контакта с ребенком, необходимая поддержка развития ребенка,
  • ребенок в контексте различных ситуаций развития: семья, школа, сверстники,
  • физиологические, межличностные и социальные процессы в построении фигур контакта, полифония развития,
  • подростки, специфика взросления,
  • особые дети и возможности применения гештальт-терапии,
  • терапевтические отношения с ребенком и его окружением, контракт,
  • терапевтический стиль, фрустрация и поддержка, присутствие терапевта,
  • профессиональная этика в работе с детьми, подростками и семьями с детьми.

Литература:
1. Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, М.И.Лисина, О.С.Никольская.
2. В.Окландер Окна в мир ребенка, Скрытое сокровище.
3. Э.Эриксон, Ребенок и общество.
4. А.Миллер, Драма одаренного ребенка.
5. Д.Стерн Межличностный мир ребенка.
6. Гештальт-терапия с детьми, Выпуски 1, 2, 3.
7. Дж.Боулби, Д.Винникот.
8. Н.Кедрова.
Записаться на специализацию
WhatsApp +7 (903) 103-49-57