Специализация / 140 ч.
Начало специализации 17 ноября 2023 г.
Методы работы с детьми
и подростками
в гештальт-подходе.
Творческий выбор.
Ведущие: Ирина Лейбман и Екатерина Лаенко
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Задача программы – дать возможность участникам рассмотреть различные методы работы с детьми и подростками в гештальт-подходе и научиться выбирать методику исходя из возрастных и личностных особенностей клиента, учитывая контекст его жизни.

В программе дается обзор различных методов работы с детьми и подростками, возможности их использования этих методов на примере наиболее часто встречающихся запросов и жалоб родителей.

Участники проживают моделируемые ситуации, а также участвуют в методическом обсуждении выбора методов в зависимости от возрастных особенностей клиента, индивидуальной или групповой работы. Развивают терапевтическую чувствительность и творческую свободу при выборе методик работы для решения конкретной задачи, находят «свои» методы.

В программе рассматривается специфика как очной, так и онлайн работы с детьми.

План специализации
1 Тема. Методы наблюдения, беседы, интроспекции.
Возможности использования предложенных методов рассматриваются на примере первой встречи с ребенком или подростком. Участники учатся анализировать что они видят опираясь на базовые понятия гештальт-подхода. Выстраивая диагностические методики участники программы исследуют как их личные переживания и телесные реакции позволяют сориентироваться в том, что происходит между ним и клиентом, что клиент выносит на границу контакта. Учатся устанавливать контакт и вести беседу исходя из возрастных и личностных особенностей ребенка.

2 Тема. Арт-методы – рисунок, коллаж; драматизация, создание историй.
Участники знакомятся с предложенными методами и возможностями их использования для решения различных терапевтических задач: прояснения проблемы, установление контакта, работа с симптомом. Рассматриваются возможности подбора метода учитывая особенности конкретного ребенка: его возраста, темперамента, интересов и склонности к вербальной, изобразительной или игровой деятельности. Иллюстрациями темы могут служить такие запросы как ложь, воровство, капризы, страхи и агрессия.

3 Тема. Креативные методы работы: с пластичными и природными материалами, работа с бумагой. Скульптурирование, элементы телесных техник.
В рамках этой сессии участник исследуют возможности отреагирования переживаний клиента, распознавания своих чувств посредством использования пластических материалов – глины, пластилина, а так же газет, возможности манипулировать с ними различными способами, размещая свои чувства. Возможности использования техники скульптурирования для осознавания переживаний. Интергация переживаний путем создания конкретного образа из предложенных материалов. Рассматриваются возрастные возможности и ограничения при использовании метода. Иллюстрацией этой темы могут быть использованы такие запросы, как работа со страхами и агрессией.
4 Тема. Методы групповой работы: упражнения исследования, упражнения испытания, дискуссии, групповое решение творческих задач.
Рассматриваются методы работы с детской и подростковой группой, выбор в зависимости от терапевтических задач и с учетом специфики групповой работы. Использование различных методов на разных стадиях развития группы: упражнения на знакомство и ориентировку, на коммуникацию; задания, направленные на развитие сотрудничества. Выбор методов в зависимости от возраста участников группы.
5 Тема. Методы работы с парой: проба на совместную деятельность, игра, рисунок, конструирование, диалог.
Возможности каждого метода. Выбор метода в зависимости от характера пары: сиблинги, равнонесовершенные партнеры, детско-родительская пара, а так же возраста и личностных особенностей детей.
6 Тема. Традиционные методы работы с эмоциональными проблемами и проблемами поведения детей.
Привлечение ресурсов окружающей среды, дополняющих работу психолога (песенки, присказки, чтение, просмотр фильмов и мультфильмов, дворовые игры, игры с правилом и пр.).
7 Тема. Метод интроспекции, методы самоподдержки терапевта.
В этой сессии рассматривается какими методами терапевт поддерживает профессиональные ресурсы работая с детьми и подростками, сохраняет устойчивость и свежесть взгляда.
ФОРМАТ МЕРОПРИЯТИЯ
1 семинар в месяц - пятница с 13:00 до 19:00.

1 семинар - 17 ноября 2023
2 семинар - 15 декабря
3 семинар - 19 января 2024
4 семинар - 16 февраля
5 семинар - 15 марта
6 семинар - 19 апреля
7 семинар - 17 мая
8 семинар - 7 июня
9 семинар - 5 июля
10 семинар - 6 сентября
11 семинар - 4 октября
12 семинар - 1 ноября
13 семинар - 29 ноября
14 семинар - 20 декабря
15 семинар - 17 января 2025
16 семинар- 14 февраля
Записаться на специализацию
Ссылка на мероприятие на сайте МГИ
Ирина Лейбман:
irina.leybman@gmail.com
Екатерина Лаенко: ekaterinalaenko@gmail.com